15. Понятие и задачи экономико–правового механизма охраны окружающей среды.
Экономическое регулирование охраны окружающей природной среды предусмотрено ст. 14 Закона РФ «Об охране окружающей среды». Наряду с экономическими методами применяются и административные. Экономическое регулирование охраны окружающей среды осуществляется в целях соблюдения экологических требований законодательства РФ.
Действующим законодательством - статьей 15 Закона «Об охране окружающей природной среды» - определены следующие задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды:
- планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в - - окружающую природную среду и размещение отходов;
- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и - - - сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
- возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития (на основе экологических проработок и прогнозов по отраслям промышленности и регионам);
- разработка федеральной программы в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; - разработка мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов;
- лимиты на размещение отходов производства и потребления воздействия на окружающую среду;
- экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- налоговые льготы при внедрении современных технологий, нетрадиционных видов энергии и использовании вторичных ресурсов;
- поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, в том числе экологическое страхование; - возмещение вреда, причиненного природе и окружающей среде.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «Об охране окружающей среды» в целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды необходимо разрабатывать федеральную программу в области экологического развития Российской Федерации и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов РФ. Разработка федеральных программ и целевых программ субъектов РФ осуществляется с учетом предложений граждан и общественных объединений.
Под экономико-правовым механизмом охраны окружающей среды понимается обеспечение планирования и финансирования природоохранных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение предприятий и объектов, в том числе отходов от них.
Механизм предусматривает предоставление субъектам природопользования налоговых, кредитных и других льгот для более эффектной охраны окружающей среды. Вопросы планирования, финансирования и материально-технического обеспечения являются ключевыми в деле охраны окружающей природной среды. Планирование мероприятий осуществляется в составе федеральных программ, прогнозов (целевых программ) на основе государственной экологической программы развития того или иного региона с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральной программы в области экологического развития РФ, целевых программ субъектов РФ и на основании научных разработок, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Финансирование как составная часть программы производится за счет Федерального бюджета РФ, бюджетов республик в составе Российской Федерации, а также за счет областей, краев и местных органов власти. Финансирование может быть также осуществлено за счет средств предприятий, экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан. Особо следует сказать о федеральном экологическом фонде. Это одна из наиболее действенных организаций для решения неотложных природоохранительных задач восстановления потерь в окружающей природной среде. Одновременно с ним создана система внебюджетных экологических фондов, общественных фондов и фондов экологического страхования (ст. 18 Закона РФ «Об охране окружающей среды»). Расходование средств экологических фондов идет на строго определенные цели, например, на проведение необходимых мер и программ по охране окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования и внедрения экологически чистых технологий. Из экологических фондов средства могут использоваться на строительство очистных сооружений или, например, выплату гражданам за причиненный вред здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями. Законами и правовыми нормативными актами субъектов РФ могут быть установлены и другие экономико-правовые механизмы регулирования охраны окружающей природной среды. Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий по охране окружающей природной среды осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации совместно с финансовыми и налоговыми Государственными органами и учреждениями банков с привлечением аудиторских фирм. При получении права на осуществление проекта строительства или иной деятельности заказчик должен получить лицензию на природопользование. Лицензия выдается специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды, которая должна соответствовать Постановлению Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положению о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. Отметим, что проект лицензии на природопользование подготавливается заказчиком на основе документа (например, на строительство объекта или его реконструкцию), где отражаются право пользования отдельными видами природных ресурсов, нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, выводы заключения государственной экологической экспертизы. В лицензии на комплексное природопользование определяются экологические условия реализации намечаемой деятельности, в том числе: объемы изъятия природных ресурсов; предельно допустимые величины поступления загрязняющих веществ в окружающую среду от источников воздействия; требования к состоянию окружающей среды и природных объектов в процессе эксплуатации хозяйственного объекта и другие условия.

Hosted by uCoz