23. Экологический контроль и его виды.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ — обеспечение деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ:
1) проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
2) выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;
3) проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК ПРАВОВАЯ МЕРА ВЫПОЛНЯЕТ
РЯД ФУНКЦИЙ: предупредительную, информационную и карательную.
Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.
Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.
Карательная функция проявляется в применении к нарушителям санкций, предусмотренных законодательством.
В Российской Федерации осуществляются следующие ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, закреплен Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю». К ним относятся: объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся в ведении РФ (объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральному транспорту; объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности; природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия и т.п.; объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах двух и более субъектов РФ (например, объекты, имеющие более 500 тонн годовых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и т.п.).
Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды (ст.67 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.
Главной задачей производственного экологического контроля является проверка:
а) выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
б) соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию;
в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.
Сотрудничество органов государственного и производственного экологического контроля — важный резерв повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исходить от любого субъекта.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ч.1 ст.68 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (ч.3 ст.68 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
Кроме того, можно выделить ведомственный экологический контроль министерств и ведомств в рамках их отраслей. Он отличается от государственного контроля, во-первых, более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно.
Кроме того, различают:
1) информационный контроль — сбор и обеспечение информации для передачи ее соответствующим государственным органам в целях принятия предупредительных и карательных мер;
2) предупредительный контроль — предотвращение вредных последствий, которые могут возникнуть из-за невыполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды, несоблюдения нормативных актов;
3) карательный контроль — применение мер государственного принуждения к правонарушителям.

 

Hosted by uCoz