27. Государственный экологический контроль.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ — обеспечение деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ:
1) проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
2) выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;
3) проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК ПРАВОВАЯ МЕРА ВЫПОЛНЯЕТ
РЯД ФУНКЦИЙ: предупредительную, информационную и карательную.
Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.
Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.
Карательная функция проявляется в применении к нарушителям санкций, предусмотренных законодательством.
В Российской Федерации осуществляются следующие ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, закреплен Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю». К ним относятся: объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся в ведении РФ (объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральному транспорту; объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности; природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия и т.п.; объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах двух и более субъектов РФ (например, объекты, имеющие более 500 тонн годовых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и т.п.).
Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.
Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
? посещать хозяйствующие субъекты для проверки и знакомления с их документацией и иными необходимыми для осуществления контроля материалами;
? проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
? предъявлять требования и выдавать предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды;
? приостанавливать деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
? привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
? осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

 

Hosted by uCoz