31. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И ОХРАНА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ, В КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ, РЕКРЕАЦИОННЫЕ И ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗОНЫ

Одной из основных задач законодательства в области использования и охраны окружающей среды является охрана здоровья человека, создание и поддержание необходимых условий для обеспечения его жизнедеятель-ности, работоспособности и полноценного отдыха. В этих целях осущест-вляется охрана окружающей среды в городах и других населенных пунктах, местах отдыха, туризма и лечения населения. Проводимые для этого мероприятия направлены на создание санитарно-эпидемиопогического благополучия всего населения. Их реализация осуществляется по отрасле-вому и территориальному принципу. Государственный контроль за осуще-ствлением таких мер возлагается на органы местного самоуправления, их исполнительные органы, а также на органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ.
Основной объем работ, связанные с охраной здоровья человека, не-сомненно, приходится на населенные пункты и города.
Охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов ведется по нескольким направлениям: посредством планирования охраны окружающей среды в этих пунктах, а также планировки и застройки этих территорий; обеспечения в них санитарного режима, охраны зеленых насаждений, лесопарковых и оздоровительных зон.
Планирование охраны окружающей среды городов осуществляется в четырех формах: в виде разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды по городам и крупным промышленным цент-рам, которые предусматривают совокупность мер по оздоровлению внеш-ней среды на период до 15 лет с учетом социально-экономических, демографических и экологических условий; направления объединениями, предприятиями, организациями проектов пятилетних и годовых планов и
предложений об их изменении на рассмотрение органов местного самоуп-равления в части вопросов землепользования и охраны природы до пред-ставления этих проектов вышестоящим органам; включения разделов об охране и оздоровлении окружающей среды в планы экономического и социального развития; разработку мероприятий по охране и оздоровлению внешней городской среды.
Планировка и застройка городов осуществляется на основе генераль-ного плана развития города. Экологические требования, предъявляемые к планированию территории городов и других населенных пунктов, касаются их размещения таким образом, чтобы исключалось неблагоприятное воз-действие негативных факторов на здоровье населения и санитарно-бытовые условия. Необходимо обеспечение надлежащего устройства водоснабжения и канализации, рационального сооружения основных магистралей, прове-дения озеленения, санитарной очистки территории и других видов благо-устройства.
При планировке городов и других населенных пунктов проводится зонирование территории по видам ее использования. Выделяются следую-щие функциональные зоны: промышленная, жилая, коммунально-склад-ская, внешнего транспорта, пригородная. Стремительный рост городов приводит к тому, что земельные ресурсы, пригодные к застройке, быстро истощаются. Происходит постепенное отчуждение новых участков и лик-видация ранее освоенных сельскохозяйственных угодий. Возникает опас-ность частичного, а в некоторых случаях и полного, уничтожения естественного ландшафта, резкого ухудшения санитарно-гигиенического состояния городов из-за недостаточного озеленения, увеличения количе-ства транспортных средств и потоков. Чтобы ослабить остроту этих про-блем, для размещения различных объектов используется подземное пространство.
Правовое обеспечение санитарного режима в населенных пунктах включает комплекс мер: по предотвращению загрязнения внешней среды вредными веществами при проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий и других объектов, вводе новых и реконструированных пред-приятий и объектов, при установлении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и их выбросов стационарным источником и передвижению вредных физических воздействий от шума, вибрации, сияния магнитных полей: по захоронению и утилизации производствен-ных коммунально-бытовых отходов.
Большое значение имеет охрана окружающей среды в рекреационных и лечебно-оздоровительных зонах. Рекреационными зонами считаются естественные или окультуренные участки земельного или водного про-странства, предназначенные для организованного либо массового отдыха населения и туризма. В состав таких зон могут входить участки городской территории, пригородные и зеленые зоны, лесопарки, национальные, природные парки, ботанические, зоологические сады, дендрологические парки, туристские маршруты, территории домов и баз отдыха, определен-ные участки заповедников и заказников, отведенные для посещения насе-лением.
Рекреационные зоны используются в двух формах — коллективной (организованной) и индивидуальной.
К числу лечебно-оздоровительных зон относятся территории земельного или водного пространства, предназначенные для лечения граждан и восстановления здоровья. К данной категории относятся курортные и санитарно-курортные зоны.
С целью сохранения природных физических и химических свойств лечебных средств курортов, предохранения их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения в зонах курортов устанавливаются округа санитарной охраны, в пределах которых запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воду, воздух, наносящие ущерб лесам. Округа сани-тарной охраны имеют три зоны: зону строгого режима, зону ограничений и зону наблюдений.
Режим охраны окружающей среды в лечебно-оздоровительных мест-ностях и курортах определяется Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. “О природных лечебных ресурсах, лечебно-озлоровительных местностях и курортах”.
В основе правового режима экологических систем лежит конституционное право граждан на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей природной среды. Здоровье граждан является таким же всенародным достоянием, как и земля, недра, леса, воды и иные природные объекты.
На относительно небольших пространствах, где находятся люди и окружающие их экосистемы, при концентрированном индустриальном прессинге на них и на окружающую природную среду возникает качественно новая среда, нуждающаяся в особом правовом регулировании. Например, современные города разрастаются в агломерации — созвездия городов и населенных пунктов. Москва как агломерация включает в себя свыше 130 населенных пунктов, в которых проживает свыше 13 млн. человек. Урбанизация населения (перетекание сельского населения в городское) порождает все новые и новые агломерации, а значит, растут концентрированные социально-индустриальные прессинги на отдельных участках экологической системы страны.
Правовое регулирование в этих зонах, ставших в ряде мест зонами экологического бедствия, осуществляется по двум основным направлениям: разработка и реализация мероприятий по разгрузке перегруженных техникой и людскими ресурсами данных территорий и установление ре-жима использования и охраны экологических систем, находящихся на этих территориях, путем введения “щадящих” условий как для экосистем, так и для людей, которые в них живут и трудятся.
Первая группа мероприятий лежит в плоскости других наук, вторая же группа мероприятий составляет преимущественно сферу экологического права, изучаемого нами. Рассмотрим их по отдельности.
1. Первая группа мероприятий — экологические требования, предъяв-ляемые к планировке и застройке городов. Они закреплены в ряде законов, в частности, в ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха и др.
2. В связи с тем, что возможные на территориях городов и иных населенных пунктов строения, сооружения, предприятия и другие объекты являются дорогостоящими, а значит, и дорого стоят ошибки от их нера-ционального размещения, закон обязывает проводить предварительное согласование с органами местного самоуправления отвода земельных уча-стков под строительство и применять многовариантный порядок выбора г^ощадок лля размещения объектов, подлежащих возведению.
3. На территориях населенных пунктов размещаются огромные мас-сивы производственных и иных предприятий, которые буквально обруши-вают на проживающих в данных населенных пунктах граждан производственный шум, поэтому в законодательстве имеются нормы.
посвященные предупреждению и устранению шума, а также специальное постановление, регламентирующее систему мероприятий в этом направле-нии, где установлены обязанности и для лиц, ответственных за эксплуата-цию автотранспорта, за содержание автомобилей, у которых уровень шума превышает установленные нормативы (ст. 81, 81 КоАП РСФСР).
Повышенный шумовой фон приносит вред всему живому: при повы-шении уровня шума даже на 1% у людей повышается риск сердечно-сосу-дистых заболеваний почти на 0,5%; из-за шума почти в 2 раза снижается работоспособность в городе по сравнению с сельской местностью, а поэтому борьба с шумом составляет неотъемлемую часть экологической функции государства. Методы борьбы с производственными и иными шумами закреплены в Законе об охране атмосферного воздуха (ст. 29, 30) и касаются не только организаций, но и граждан. Например, за система-тически производимый в своей квартире шум, если меры общественного и иного воздействия оказались безрезультатными, гражданин может быть выселен из занимаемого им помещения (ст. 98 Жилищного кодекса РСФСР).
4. Деятельность промышленных и транспортных предприятий неиз-бежно сопряжена с выбросами вредных веществ в окружающую атмосферу. Даже при экологически чистом транспорте и прочных асфальтобетонных дорогах неизбежно запыление близлежащих территорий. Фактически же автотранспорт является основным загрязнителем окружающей среды, на его долю приходится около половины всего объема загрязнений. Поэтому на территории населенных пунктов предусмотрена целая система мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выражающаяся в следующем:
а) деятельность государственных предприятий и кооперативов, грубо нарушающих режим экодогопользования и наносящих вред окружающей природной среде, может быть приостановлена.
б) хозяйственная деятельность может считаться правомерной лишь тогда, когда она не наносит вреда окружающей природной среде и людям, т. е. является экологически и социально безопасной;
в) если предприятиям и иным объектам свойственна экологически опасная производственно-хозяйственная деятельность, то они должны быть закрыты или их профиль подлежит изменению (ст. 33, 39 Закона РСФСР об охране атмосферного воздуха);
г) в силу того, что в ходе производственно-хозяйственной деятель-ности у производителей может возникнуть стремление достичь произ-водственных результатов любым путем, в том числе и за счет экономии на очистных сооружениях, природоохранном оборудовании и иных
охранительных элементах, необходим постоянный контроль со стороны государства. Он осуществляется как через общую систему экологического наблюдения и контроля, в ходе которого обеспечивается общее экологи-ческое благополучие в той или иной местности, так и путем специального контроля, цель которого составляет эпидемиологическое благополучие населения.

Hosted by uCoz