74. Государственная экологическая экспертиза.
Под экологической экспертизой (ЭЭ), согласно Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», понимают установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Поэтому ЭЭ является также инструментом поддержания экологического правопорядка, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечивает соблюдение и охрану права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.
ЭЭ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ПРИНЦИПАХ:
1) презумпции экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
2) обязательности проведения государственной ЭЭ до принятия решений о реализации объекта ЭЭ;
3) независимости экспертов ЭЭ при осуществлении ими своих полномочий;
4) гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения;
5) комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
6) научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ;
7) достоверности и полноты информации, предоставляемой на ЭЭ;
8) обязательности учета требований экологической безопасности при проведении ЭЭ;
9) ответственности участников ЭЭ.
В РФ осуществляются государственная и общественная экологическая экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза — организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области ЭЭ в установленном законом порядке.
ОБЪЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭЭ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ ЯВЛЯЮТСЯ (СТ.11):
а) проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду;
б) материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ (проекты комплексных программ, схем развития отраслей народного хозяйства, схем расселения, инвестиционных программ и т.п.);
в) технико-экономические обоснования и проекты строительства объектов хозяйственной деятельности;
г) материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов;
д) проекты международных договоров и т.д.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭЭ:
1. Представление заказчиком материалов, подлежащих ЭЭ (документация, обосновывающая намечаемую хозяйственную и иную деятельность; документы согласований органов федерального надзора контроля с органами местного самоуправления, материалы обсуждения объекта Государственной ЭЭ с гражданами и общественными организациями), и предварительная оплата ее проведения.
2. Проведение Государственной ЭЭ специальной экспертной комиссией.
3. Подготовка экспертной комиссией заключения Государственной ЭЭ, содержащего обоснованные доводы о допустимости или недопустимости осуществления хозяйственной и иной деятельности (может быть положительным или отрицательным) и его утверждение специально уполномоченным государственным органом.
Положительное заключение Государственной ЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта Государственной ЭЭ. Правовым последствием отрицательного заключения Государственной ЭЭ является запрет реализации объекта Государственной ЭЭ. В этом случае заказчик вправе представить материалы на повторную Государственную ЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

 

Hosted by uCoz