32. Основной закон ФРГ
Основной закон Германии 1945г
Особенность заключается в том что:
1) закон принимался оккупационными странами (США, Франция, Британия)
2) Антивоенный характер (именно в основном законе было отмечено, что Германия отказывается от ведения агрессивных войн и армии)
3) Германская конституция среди всех подобных актов единственная, которая включила право на вооруженное сопротивление угнетателю.
4) с 90 года она действует на территории единой Германии

Содержание Конституции (14 разделов, 146 статей)
Первый раздел посвящен правам и свободам
Следующие разделы касаются статуса государства, статуса высших органов государства.
По видам: это конституция третьего поколения, писанная, федеративная, республиканская, конституция, ориентированная на европейскую интеграцию. Германия может передавать суверенные права стране ЕС (даже так О_о).
По способу изменения Основной закон не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к Основному закону нуждается в одобрении квалифицированного большинства в две трети членов верхней и нижней палаты Федерального парламента. В Основной закон ФРГ вносились многочисленные поправки начиная с 1951 г. В наибольшей степени на со-держании Основного закона отразилось воссоединение Восточной и Западной Германии на основании Договора об установлении единства Германии от 31 августа 1990 г., а также вступление ФРГ в Европейские Сообщества.
Конституция Германии
Подготовка и принятие конституции. Конституция Германии 1949 г. официально называется Основным законом, поскольку при при­нятии этот акт рассматривался как временный: считалось, что конститу­ция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола. Это четвертая в истории Германии конституция (три конституции приняты в 1849—1919гг.).
Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по .указаниям премьер-министров западногерман­ских земель, избранных ландтагами (представительными органами зе­мель), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США и Франции. Гу­бернаторы были назначены державами-победительницами после разгро­ма гитлеровской Германии (четвертая, обособленная оккупационная зона, на территории которой впоследствии была создана ГДР, находи­лась под управлением СССР).
Проект конституции был обсужден и принят Парламентским сове­том, в состав которого входили 65 депутатов, избранных ландтагами земель, а также 5 представителей от Берлина. В Парламентском совете были представители всех существовавших тогда в Германии политичес­ких партий.
После принятия Парламентским советом конституция была ратифицирована ландтагами западногер­манских земель, кроме Баварии (Свободного баварского государства), но вступила в силу и для нее.
Основные черты конституции. Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловечес­ких ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедли­вости и др. Она ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять.
Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Гарантией демо­кратического государства являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований (т.е. непосредственно), а также через специальные органы — законодательные, исполнительные и судебные.
Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента (бундестаге и бундесрате).
За время действия конституции 1949 г. было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее. Наиболее существен­ные изменения конституции связаны с поправками, внесенными в 1968 г. — о возможности введения особого режима (термин «чрезвычай­ное положение» в конституции не применяется, но речь идет именно об этом) и в 1993 г. — в связи с преобразованием Европейского экономичес­кого сообщества в Европейский союз, членом которого ФРГ является.
Конституционный контроль. В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который в отличие от Франции осуществляет как предварительный, так и последующий контроль (во Франции последний возможен только в случае нарушения конституционных прав граждан и сопряжен с допол­нительными условиями).

Hosted by uCoz