49. Структура парламентов. Компетенция парламентов. Парламентский контроль.
Структура парламентов: Парламенты бывают однопалатными или двухпалатными. Исключения: трехпалатный парламент (АО конституции ЮАР 1983 г.)
Двухпалатный парламент: чаще в федеративных государствах, в котором одна палата формируется на основе представительства всего населения государства, а в другой представлены отдельные субъекты федерации. В унитарных гос-вах верхняя палата избирается не всегда демократично, служит чаще тормозом прогрессивным преобразованиям.
Одноплатные: в унитарных государствах. (только 4 федеративные государства имеют однопалатный парламент: Танзания, Сент-Китс и Невис, Федеративные штаты Микронезии, Коморские Острова).
Компетенция парламентов.
В сфере политики в круг компетенции парламента сегодня входят формирование правительства, а в некоторых странах и избрание президента. Парламент утверждает ключевые фигуры страны типа генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей и т. п. Ему de jure принадлежит главная роль в вопросах объявления войны и заключения мира, ратификации и денонсации международных договоров. В компетенцию ряда парламентов входит и объявление импичмента (официальное обвинение высшего должностного лица) президенту. Хотя это экстраординарные функции, тем не менее они предусматривают официальное обвинение и отстранение от должности высшего лица государства, как это предусмотрено, к примеру, в Палате представителей Конгресса США, когда речь идет о «государственной измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях, проступках и недостойном поведении».
Также контроль за деятельностью правительства, законодательная компетенция – основная для парламента.
Парламентский контроль - одна из функций парламента, заключающаяся в проверке и корректировке деятельности исполнительной власти и, возможно, главы государства, иных государственных органов и должностных лиц в пределах предоставленных парламенту полномочий. Основными объектами Парламентского Контроля могут быть государственные финансы и собственность, исполнение конституционных и других установленных законом полномочий (главным образом в сфере политической и нормотворческой деятельности), государственная кадровая политика и кадровые назначения на ключевые государственные должности, соблюдение прав человека и гражданина. Наиболее распространенные формы парламентского контроля:

В ряде случаев для осуществления Парламентский Контроль могут образовываться внутрипарламент-ские структуры и органы: специальные временные комиссии создаются для проведения парламентских расследований, такие как: парламентах органы финансового контроля (например, счетные палаты), а также такой орган, как Уполномоченный по правам человека.

 

Hosted by uCoz